

•Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе.
•Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому не свойственно это чувство , по сути – больной.
•Соответственно полное отсутствие страха – это симптом психопатологии.
•Специфическое отличие детских страхов – это отсутствие связи с актуальной угрозой.
В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши - злую Бабу-Ягу, дошкольники - оставаться одни дома, в начальных классах - принести из школы двойку и не оправдать ожиданий родителей, подростки - публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.
Понятие «страх»
- это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни для индивида
(по Ю.А. Неймеру, А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому),
- внутреннее состояние человека, которое обусловлено предпологаемым или реальным бедствием,
- естественное сопровождение человеческого развития
( по А.И. Захарову)
- на биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий, влекущих за собой выделение данного гормона.
Причины детских страхов по А.И. Захарову
•Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, строгость, её бескомпромиссность в отношении ребёнка.
•Конфликты в семье.
•Избыточное предохранение от мнимых опасностей со стороны родителей.
•Недостаточная двигательная и игровая активность, потеря навыков коллективной игры также способствует развитию у детей беспокойства и страхов.
•Некоторые биологические предпосылки возникновения страхов (тревожные матери ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми склонны передавать детям свои страхи в силу инстинктивного стремления предохранить от повторения своих страхов).
Причины детских страхов
-
Конкретная ситуация (потерялся в магазине, покусала собака);
-
Окружающая обстановка (конфликты в семье,трудности общения со сверстниками);
-
Внушение со стороны (страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых);
-
Собственная фантазия ( дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров);
-
Расстройства психики (страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения).
Признаки страхов ребёнка:
• не засыпает один, не разрешает выключать свет;
• часто закрывает уши ладонями;
• прячется в угол, за шкаф;
• отказывается от участия в подвижных играх;
• не отпускает маму от себя;
•беспокойно спит, кричит во сне;
• часто просится на руки;
• не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
• категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Виды страхов (классификация)
•Возрастные - возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.
•Невротические - появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.
Как преодолеть страхи ребёнка?
•Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.
•Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, - это самая действенная терапия.
•Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх.
•Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать.
(Исключение. Если психотравмирующее событие произошло совсем недавно, этот метод лучше отложить.)
•Расскажите ему сказки, если ваш ребёнок боится сказочных героев, в которых эти герои смешные и добрые.
• На ночь зажигайте ему небольшой ночник ,если он боится темноты.
•Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами.
•Уберите пугающие ребёнка предметы из комнаты.
• Предложите ребенку спать с игрушкой, которая ночью будет его охранять.
•Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.
•Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.
•Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.